История поселения
На первых картах Карелии, составленных сотни лет назад, где нет еще Петрозаводска, нет большинства современных населенных пунктов, уже можно найти Ругозеро.
В озере у лесного берега растет трава, которая по карельски называется ”руого“ (ruogo) – отсюда название села Ругозеро. Это одно из толкований. На востоке села – леса и перелески приводят нас к другому озеру – Ванче, за которым начинается лес. Кажется, затерялось село в лесах, которые раскинулись на десятки километров.
В национальном архиве Республики Карелия, в старой книге регистрации новорожденных в Ругозере, читаем имена: Иванко, Марийко. В книге писателя – ругозерца Федора Ивачева есть рассказ о том, как боярыня Морозова из Великого Новгорода на тройке ездила по Ругозерской волости и собирала налоги.
Из поколения в поколение передавалась легенда о начале зарождения села. В годы великого переселения народов с юга на север, в южном конце озера Ругозеро, там, где впадает зеркально чистый ручей, а рядом узенькая высокая горушка, на красивом берегу с небольшим лесочком появился домик беженцев. В один из вечеров к ним на берег северным ветром занесло свежую щепу, удивившую жителей дома. Это означало, что где-то на берегу озера ещё кто-то живет. Жители с мысочка отправились по берегу на север, и в 4-5 километрах на красивом сосновом мысу нашли соседей. Будущие поселенцы выбрали местом житья именно эту местность среди высоких сосен.
Небольшое карельское село Ругозеро относится к числу древнейших сел Карелии. Уже в XVI веке в составе семи лопских погостов упоминается и Ругозерский погост. Упоминание о ругозерском погосте в архиве идет с 1500 года, и также в архивных документах идёт упоминание о том, что 19 августа 1597 года (по новому стилю 1 сентября) в старинном карельском селе Ругозеро была освещена церковь Преображения Господня (на фото церковь, построенная в 18 веке) и образован Ругозерский православный приход (по карте мы видим, что в Ругозере было две часовни – старое кладбище и Мининская гора и одна церковь – в центре села).
Далее идут данные о том, что в 1611 году было нашествие шведов на Русь. По условиям выборгского договора 28 февраля 1609 года Русь должна была отдать город Корелу шведам. Жители Корелы не признавали этого договора и решили не отдавать город. После появления шведов на территории Корелы всё население поднялось на борьбу. Одновременно с военными действиями на Карельском перешейке в 1610 – 1611 годах шведы активизировали свои действия на севере, стремясь к захвату Кольского полуострова и Карельского поморья.
В марте 1611 года шведское войско при поддержке Финляндии предприняло поход к белому морю. Во время похода шведы захватили 11 населенных пунктов, среди которых Реболы, Лендеры, Кимасозеро. В нашем селе нашли приют часть карел, бежавших из шведского плена в 1611 году из Ребол и Кимасозера.
Русское правительство, в свою очередь было не в состоянии продолжать войну со шведами, т.к. продолжалась борьба с Польшей. Поэтому правительство решило пойти на мир со Швецией. Мирный договор был заключён 23 февраля 1617 года в д. Столбово близ города Тихвина. по условиям этого договора во владения Швеции переходил Карельский уезд в месте с городом Корела.
Уже в конце 20-х годов 17 века крестьяне Карелии круглый год занимались рыбным промыслом. Для своих нужд крестьяне били лесную птицу и зверя. В Лопских погостах (в состав которых входил и Ругозерский погост) ловили на продажу оленя. В Ребольском , Ругозерском, Падонском погостах приобрела промысловый характер охота на пушного зверя. Из этих погостов на рынок поставляли меха беличьи и заячьи.
Свои деревни карелы строили рядами с ориентировкой домов в сторону реки или озера. Крепостного права в Карелии не было. Были приписные крестьяне, которые несли такую повинность: они должны были отработать на петровских рудниках, которые находились в окрестностях села Ругозера. Это был 1703 год. Руду носили лесными тропами (т.к. дорог не было) в кошелях на Петровский завод (г. Петрозаводск) и Кончезерский (Кончезеро), где отливали пушки и ружья. В России это было правление Петра I.
Так же Ругозеро было участником Северной войны против Швеции. Осенью 1708 года шведский отряд сжег 50 дворов в пяти деревнях Ребольского погоста. Другой шведский отряд напал на селения Ругозерского и Панозерского погостов и подверг их страшному разорению. Талантливый и трудолюбивый народ испытывал двойной гнет: со стороны иностранных поработителей и со стороны местных помещиков и купцов.
Крестьяне Ругозера круглый год занимались рыбным и пушным промыслом. Ловили рыбу неводом, охотились на белок и зайцев, отправляя по тракту на рынок. С наступлением весны сеяли рожь, пшеницу, овес, картофель, репу. Площади под посев выбирали в лесу, уходя от деревни даже за 10 километров.
Летом работали на полях, заготовляли сено, дрова, собирали ягоды и грибы. Зимой заготовляли лес и отправляли в Повенец, оттуда привозили хлеб и другие продукты. Лес рубили топором. Для доставки леса в Беломорск, его на лошадях свозили к реке Чирка-Кемь и по реке сплавляли.
Крестьянский двор состоял из избы с сенями и клетью, хозяйственных построек: амбара, гумна, риги, погреба, бани. Крестьяне делились на зажиточных и бедняков. У зажиточных крестьян было 5 коров, 3-4 лошади (семьи Стукиных, Агафоновых, Назаровых). Бедняками считались безлошадные хозяева (семья Никиты Фомина).
Значительная часть бедных крестьян не имела помещений для хранения одежды, зерна и хранила их в чужой клети, в чужом амбаре. Обстановка в избе была незатейливая. Пища была скудной и однообразной (рыба, ягоды, грибы, квас, репа, хлеб с примесями). Работали много – вставали до восхода солнца и заканчивали работу после захода солнца. В воскресенье не работали.
Одежды у карельских крестьян было мало: рубаха, штаны – ”балахоны“, сарафаны из белого холста, кафтаны. Праздничные костюмы отличались красочностью. У бедных шились крашенины красного, синего, зеленого цветов. Зажиточные крестьяне носили платья несравненно богаче: праздничные штаны, полукафтаны или кафтаны, шапки из дорогого сукна ярких цветов, праздничные кушаки и пояса. Головные уборы девушек и женщин из состоятельных семей шились из шелка и отделывались золотом и серебром.
Были у крестьян и праздники. Праздновали престольные праздники: Троица, Маковеев и Евсеев день, Крещение, Масленица. Приезжали гости из далека, даже из Беломорска. В эти дни не работали, с утра ходили в церковь, после обеда устраивали гуляния. Родственники праздновали вместе. Клуба не было. Молодёжь устраивала вечеринки в хорошую погоду на свежем воздухе, а в плохую – в частных домах. На вечеринках водили большие хороводы.
Свадьбы тоже были большими праздниками. Венчание происходило в церкви. Сначала два дня справляли в доме невесты, а затем два дня в доме жениха. Много пелось песен на русском и карельском языках. Много плясали. Вина на свадьбах не было.
В 1862 году в Ругозере открывается церковно-приходская школа (всего с 1862 года по Повенецкому уезду открылось 10 школ). До 1881 года школа не имела своего помещения. Обучались в доме, который располагался на месте нынешнего УПЭ. В 1862 году школа выпускает 10 учащихся. В архивных документах есть сведения об итогах работы школы при Ругозерской церкви от 14 мая 1841 года. Это позволяет сделать вывод о том, что школа при церкви функционировала раньше, чем это было оформлено официально. Например, упоминается об ученике Евсее Шуттиеве, обучающемся в церкви с 1836 года. Также названы и другие фамилии: Куйкин Тимофей, Шуттиев Лаврентий, Еремеев Марк, Яков Гагарин, Яков Чиркин.