• Совет Муезерского Муниципального района:

    Тел/факс: (81455)-33052
    muesowet@mail.ru

    Администрация:
  • п. Муезерский, ул. Октябрьская, 28
  • (81455) 33630
  • (81455) 33767
  • mueadmin@inbox.ru
Новости

Архив новостей

Рейтинг@Mail.ru
Главная страница / Район / К 50-летию района / Стальная наша магистраль

Стальная наша магистраль

Стальная наша магистраль

25 ноября исполняется 50 лет со дня полного введения в строй Западно-Карельской железнодорожной магистрали. На территории нашего района сначала в ноябре 1960 года открыто движение на участке от Поросозера до Суккозера с веткой до Лендер, затем в октябре 1963 года – на участке Брусничная-Муезерка. А 25 ноября 1964 года открыто движение на завершающем участке дороги до станции Юшкозеро.

Районная газета «Авангард» 21 ноября 1969 года, в год пятилетия открытия движения, опубликовала строки из передовой статьи «Западно-Карельская вступила в строй» из газеты «Ленинский путь» за 28 ноября 1964 года: «В морозное утро 25 ноября 1964 года оживились окрестности станции Юшкозеро. Сюда поздравить строителей с большой трудовой победой приехали гости – представители республиканских организаций, Суоярвского, Сегежского и Кемского районов. Митинг строителей открыт. От имени трудящихся республики строителей сердечно поздравляет Председатель Совета Министров Карельской АССР т.Беляев И.С. Он говорит, что усилиями строителей навсегда похоронено понятие о лесной глуши. Нет больше края непуганых птиц. Западно-карельская магистраль пробудила к жизни запад Карелии, поставив на службу Родины ее богатства». В этом номере «Авангарда» разместилась целая подборка статей, посвященная железной дороге, ее строителям и работникам. Вот о чем говорилось в передовой статье «Западно-Карельской – 5 лет»: «От Суоярви до Юшкозера, от Суккозера до Лендер пролегли стальные пути, открывшие доступ к нетронутым лесным массивам западной Карелии. Западно-Карельская магистраль строилась в соответствии с директивами шестой пятилетки. На ударную комсомольскую стройку ехали парни и девушки – представители молодежи Карелии, Ленинграда, Калинина, Владимира, Великих Лук & Вдоль строящегося железнодорожного пути росли лесозаготовительные и лесообрабатывающие предприятия, новые лесные поселки. Возникли Лахколамби, Гимолы, Суккозеро, Тумба, Брусничная, Мотка, Лендеры, Пенинга, Волома, Муезерский, Ледмозеро, Боровая & Освоение лесных массивов породило новый район – Муезерский. Западно-Карельская магистраль стала своеобразной визитной карточкой крупнейшего лесозаготовительного района республики. Отсюда уходят эшелоны, груженные лесом, которые поступают на шахты Донбасса, мебельщикам Москвы и Ленинграда, строителям Поволжья, в порты Прибалтики. Карельский лес знают в Марокко и Западной Германии, Болгарии и Чехословакии. Далекий путь нашему лесу начинается с нижних складов, примыкающих к железной дороге». В другой статье «Спустя пятилетие» - рассказ о празднике, состоявшемся в Суккозере. В Суккозерском железнодорожном клубе собрались те, кто обслуживает участки дороги от Суккозера до Лендер и до Юшкозера. Воспоминаниями о том, как начинали осваивать новую дорогу, делились машинисты В.И.Павлов, Г.В.Копеин, В.А.Азаров, А.Т.Нефедов, В.К.Степанов, билетный кассир А.В.Белякова, ранее работавшая на станции Брусничная.

Здесь же опубликованы очерк Э.Ярового «Пусть всегда будет зеленый» о стрелочнице станции Суккозеро Алине Алексеевне Овсянниковой и рассказ работника товарно-багажного отделения Николая Арсентьевича Пугачева «Часть души моей». Н.А.Пугачев вспоминает: «В 1956 году по комсомольской путевке приехал на строительство Западно-Карельской железной дороги. Привезли нас, человек 200-250 на станцию Суккозеро. Никакой станции тогда еще не было. Стоянка называлась сто сороковой километр. Машинами нас отвезли в поселок Комсомольский. Теперь здесь станция Брусничная. Падали первые снежинки. Зима наступила рано, с обильными снегопадами. В пять часов утра вставали, чтобы разгрести снег. Все молодые, веселые ребята, но к вечеру уставали сильно. Но девчата после работы устраивали танцы между палатками. Допоздна звенели и песни у костра. Шестьдесят восемь километров от Суккозера до Лендер, менее двух часов езды, а мы прокладывали эту трассу несколько месяцев. Болота, камни, скалы, подъемы, сам лес: корневища, беспорядочный навал деревьев. К тому же зима с ее морозами. Вот тогда я и услышал, как звенят на морозе рельсы».

К 10-летию введения в строй Западно-Карельской железной дороги, в «Авангарде» напечатана статья «Вспоминая историю» (1974.-23 ноября). О строительстве дороги рассказывает нормировщик Суккозерской дистанции пути Иван Степанович Кочан, об освоении дороги – начальник Александр Яковлевич Мозговой. Вот что вспоминает А.Я.Мозговой: «227 километров главного пути обслуживает Суккозерская дистанция. Когда я приехал сюда в 1962 году, путеизмерительный вагон, который ежемесячно фиксирует все неточности, толчки, перекосы железнодорожного полотна, показывал невероятно высокую цифру погрешностей – 120 баллов. Долго и упорно трудились путейцы. Цифра снижена в настоящее время до 12,2 баллов».

В нескольких номерах «Авангарда» за июль-август 1980 года под заголовком «Дорога к кладовым зеленого золота» опубликованы отрывки из книги А.М.Крюкова «Пути и дороги». Автор рассказывает об участии военно-строительного отряда в строительстве железной дороги. Много сложных и опасных ситуаций возникало у воинов-железнодорожников. Солдатам приходилось работать и в ледяной воде, и в огне, помогать тушить лесной пожар и обезвреживать найденную взрывчатку, оставшуюся с военных времён.

В течение последующих лет районная газета неоднократно рассказывала о работе железнодорожников Муезерского района: о выполнении планов и взятых социалистических обязательств, о внедрении новых механизмов и опыте работы, о замене земляного полотна и ремонте путей, о коллективах станций и передовиках, а в целом по выполнению главной задачи – обеспечение перевозок и безопасности движения по железной дороге.

25 декабря 1981 года введен в эксплуатацию участок железной дороги Ледмозеро-Костомукша. Пик нагрузки на железнодорожные службы пришелся на конец 80-х годов. Шли составы, груженые лесоматериалами, нефтепродуктами, продукцией Костомукшского горно-обогатительного комбината, другими грузами, ежедневно ходили два пассажирских поезда.

Ныне объемы перевозок значительно меньше, а железная дорога перестала быть главной транспортной артерией Муезерского района.
 
Е.Э.Климошевская, директор МКУ «Муезерский
межмуниципальный районный архив»

Дата изменения информации: 24.11.2014 16:50

Поиск
Прогноз погоды
в Муезерском

27.06 Вт

Небольшая облачность (облачность 32%) Дождь (2.98 мм воды / 6 часов) День: +17
Ветер 3 м/c (В)
Переменная облачность (облачность 45%) Дождь (0.04 мм воды / 6 часов) Ночь: +8
Ветер 2 м/c (СВ)

28.06 Ср

Облачно с прояснениями (облачность 60%) Дождь (1.03 мм воды / 6 часов) День: +12
Ветер 4 м/c (ЮВ)
Малооблачно (облачность 22%) Дождь (0.24 мм воды / 6 часов) Ночь: +9
Ветер 3 м/c (В)

29.06 Чт

Ясно (облачность 12%) Дождь (0.19 мм воды / 6 часов) День: +17
Ветер 1 м/c (ЮЗ)
Ясно (облачность 0%) Без осадков (0.00 мм воды / 6 часов) Ночь: +7
Ветер 2 м/c (ЮВ)
Прогноз на неделю
Контакты

Совет Муезерского Муниципального района:

Тел/факс: (81455)-33052
muesowet@mail.ru

Администрация:

  • п. Муезерский, ул. Октябрьская, 28
  • (81455) 33630
  • (81455) 33767
  • mueadmin@inbox.ru

Связаться с разработчиком сайта